Физическое развитие детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно - оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающее ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе.
В детском саду утренняя гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Местом проведения утренней гимнастики может быть спортивный зал, групповая комната, в летний период участок детского сада. Для ритмичного сопровождения используется музыкальное сопровождение.
Физкультурные занятия направлены на то, чтобы научить ориентироваться в пространстве, развивать координацию движений, действовать сообща особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности. Однако самое главное – это постепенное овладение жизненно важными видами движений - ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием.
Эффективность занятий по физической культуре оценивается по решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
1)Оздоровительные задачи - формирование систем и функций организма, удовлетворение потребности в движении. Укрепление здоровья. (т.е. оптимальность физической нагрузки, двигательной активности)
2)Образовательные задачи – формирование двигательных умений. (т.е. усвоение задач занятия всеми детьми)
3)Воспитательные задачи – Развитее интереса к физическим упражнениям. (т.е. положительный эмоциональный тонус детей).
Для каждого возраста детей в соответствии с санпинами установлено время проведения физкультурных занятий.
Возраст |
Время проведения |
3-4 года
|
15 минут |
4-5 года
|
20 минут |
5-6 лет
|
25 минут |
6-7 лет
|
30 минут |
Формы проведения занятий по физической культуре разнообразны:
1.Традиционное занятие – учебно - тренирующего характера
2. Сюжетные –физические упражнения, сочетаемые с сюжетом.
3.Игровые – (проведение на занятие 3 и более игры)
4. Тематические - с одним видом физических упражнений.
5. Комплексные – с включением дополнительной задачи из других разделов программы, которая решается через движение.
Структура занятия:
1. Водная часть (разные виды ходьбы, бега)
2. Подготовительная часть (разминка, основные виды движения, подвижная игра)
3. Заключительная часть (ходьба, дыхательные упражнения, игра малой подвижности)
В группе компенсирующего вида в подготовительной или заключительной части занятия вводятся пальчиковые игры или подвижные игры с проговариванием текста.
В неделю в каждой возрастной группе проводиться три занятия в спортивном зале. В старшей, и подготовительных к школе группе третье занятие проводится на свежем воздухе.
При проведении физкультурных досугов и праздников совершенствуются двигательные умения, формируется интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями. Сценарий для досугов и праздников составляется на основе программно методических требований.
На протяжении всего периода воспитания и обучения в детском саду к моменту поступления в первый класс дети имеют определённый и достаточно прочный запас двигательных навыков и умений, физических качеств, хорошую координацию движений.